Некоторые поездки и путешествия проходят «без сучка, без задоринки», но почему-то не остаются в памяти. И даже хороших фото от них не остается. А бывают поездки, вроде и короткие и какие-то полные препятствий, с дурной погодой, а все-равно радостные, светлые. И хочется их повторить. Вот таким был мой короткий отпуск летом 2010 года. 5 незабываемых дней я, мой муж и наши друзья провели в Горном Алтае.

Все рассказы

Алтай 2010. Всего 5 дней! Целых 5 дней!

olgusha_m@ngs.ru

olgusha_m@ngs.ru , Июль — август 2010 г. , Горный Алтай

Решение ехать пришло спонтанно. Машина была не на ходу. Потому ехать решено было на базу, транспортом туркомпании, в попсовый район озера Ая. Мест на приличные и недорогие базы, естественно не было. Удалось забронировать номер на базе «Ода». Как оказалось в итоге, все получилось удачно. На этой же базе жили и наши друзья. И мы даже попали в один автобус, на соседние места. Ура, едим!!!!!!!

Ехали весело. Ну думаю, это у всех так! Шутки, прибаутки. Тем более выехали мы аккуратно в мой день рождения, который совпал в тот год с Днем торговли (3 из 5 в нашей компании работали именно в этой отрасли народного хозяйства). Никто не спал. Прибыли в 6 утра на базу. Сели в кафе (еще неработающее) дожидаться заселения. Хотелось спать. Через 2 часа открылось кафе. Удалось выпросить у сонной барменши горячего супа и кофе. В кофе был добавлен припасенный коньяк. Стало веселее. И тут появился местный гид - экскурсовод. И в лучших традициях турецко-тайских-египетских гидов начал полусонным ошарашенным туристам втюхивать свои экскурсии. Мол у него только хорошо и безопасно. И сдавать деньги надо прямо сейчас, а то завтра мест не будет. Прямо как-будто проходил стажировку у отельных гидов в Турции. Не ожидала такого от Алтая. Слава богу время приблизилось к 12, и мы заселились в номера. «Ода», к слову сказать, нормальная база. Домики симпатичные. Чисто. Более менее ухоженная территория. Приличные душевые. Туалеты у каждого домика и без запаха. Бани маленькие. Мы ходили на «Иверию». Там «лютая» по жаркости баня. С ледяным глубоким бассейном. Из недостатков базы - слышны все дискотеки на «Империи туризма». Мы их наслушались, желания идти вживую туда даже не было. А еще на базе запомнился мужчина, живший в соседнем домике. Он по два раза в день мыл свою машину. Ночью раз с фонарем налобным мыл. Номера новосибирские. По соседству ведь такой маньяк чистоты живет.

пока ждем заселения пошли гулять

Первый день прошел традиционно. Шашлык, разной степени тяжести напитки, прогулки по окрестностям, катание на мопедах, размышления чем займемся дальше и надежда на то, что «после нашего приезда погода то точно хорошая будет».

Шаржист был из Новосибирска. Сроду бы не пришло в голову здесь вот так позировать.

У Айского моста

День второй. Утро и правда встретило нас хорошей погодой. Потому решено было ехать купаться на Бирюзовую Катунь. Автобуса дождаться мы так и не смогли. Решили поймать такси. Остановилась «Нива». Да! 5 пассажиров в «Ниве»! При этом я со своими 174 см и около 70 кг веса была в этой пятерке самой миниатюрной. Тот еще комфорт. Но купаться хотелось и сильно и побыстрее. На озере было все тоже вполне традиционно - купание, водная горка, красивый вид, традиционное фото на мосту. Но часа через три началось наше первое приключение в этой поездке.  Как-то мгновенно небо затянуло нереально черными тучами (в Новосибирске с его вечно дождливым летом я таких туч не припомню) и вокруг начали сверкать молнии. Дежурные спасатели настойчиво предложили всем удалиться из воды. Мы не стали перечить и подались восвояси, тем более, что к молниям добавились крупные и частые капли дождя. Уехать опять же захотелось побыстрее. Так что мы вновь вызвали знакомую «Ниву». И вновь прокатились «с ветерком». Приехав на базу, мы застали громадные лужи, и поняли, что мы еще ничего так от непогоды убежали. Кстати, ожидаемая хорошая погода так за нашу поездку больше и не появилась.  Отдыхать оставалось всего три дня захотелось с пользой их провести. Изучив предложения организаторов экскурсий, мы решили прокатиться на целый день по Чуйскому тракту. Узнав, что нас 5 человек, организаторы обрадовались и пообещали, что прокатимся с комфортом на микроавтобусе,  своей компанией, «чужих» будет еще с нами только 2 женщины.

Мост к Бирюзовой Катуни.

Алтайский воздух и местное пиво открывают неведомые ранее таланты.

День третий. Начался рано - рано. Кафе на против базы, которое мы успели полюбить, уже открылось. Интересно,  работает ли оно сейчас? Восточная кухня на против «Оды».  Пожалуй лучшие манты в своей жизни я кушала именно в нем. Мантов правда еще не было. Подкрепились пловом, кофе 3 в 1 и какими-то пирожками. Призывно запикал наш микроавтобус. Загрузились - поехали. Водитель оказался шутником и болтуном, и прирожденным экскурсоводом еще ко всему прочему. Имя только не помню его. Усть - Сема, Камлак, Шебалино. Появляются по-тихоньку настоящие горы. Шутит наш гид-водитель. Рассказывает как положено местные страшилки про аномальные зоны, местных духов и т.д. И вдруг на подъемке Семинского перевала мы...останавливаемся. Все сначала подумали, что это продолжение шутки. Неа. Реально сломалась машина. Связи нет. Ладно, выходим из машины. Начинаем фотосессию. Вроде весело. Но вот машина никак не заводится. И начинается дождь, да какой там дождь, ливень, с грозой и ветром.  Блин...Начинаешь думать, - что же мы такие «везучие» то? На наше счастье, на встречу проехала машина. За рулем знакомый нашего гида. Через 2,5 часа после нашей вынужденной остановки нас забрал другой микроавтобус и мы двинулись дальше. Наш первый водитель занял место теперь уже полноценного экскурсовода, а за рулем ехал Василий. Сам молчаливый, но очень громко реагирующий на все наши незначительные шутки. То ли мы действительно такие смешные были, то ли у Васи обостренное чувство юмора.

Там наша машинка отдыхает. Тучки уже сгущаются.

Семинский перевал встретил нас моросящим полуснегом и температурой за бортом всего +11. От предложения сделать остановку и купить чай и сувениры все отказались. сбегали по быстрому в заветный деревянный домик. И попросили ехать быстрее уже дальше. Если честно, очень уже хотелось кушать. Даже плотный завтрак уже переварился за всеми нашими дорожными препятствиями.

И вот первая значительная остановка. Ондугай. Запомнился абсолютно алтайским составом лиц. Дешевой столовой, в которой перед нами в очереди стояли местные стражи порядка и скупили все пирожки.

Ондугай.

А дальше началась красота. Чике - Таман поразил своими видами, но почему-то с него не осталось ни одной приличной фото. Потом череда сел, мостов, гор. Меняющийся пейзаж за окном авто. Погода менялась по пути раз 20. Солнце, тучи, дождик, опять солнце. Красные ворота встретили нас уже довольно поздно, солнце начинало садиться. Но, главное, что оно было, было солнце! Такая красивая подсветка этому красивому месту. А на дороге вдоль Мертового озера практически лежала жирная яркая радуга. Конечно нам повезло, что удалось вот так ехать узкой компанией. Мы выходили, где хотели, гуляли, сколько душе было угодно, бесконечные фото. Обратно двинулись уже в сумерках. Последняя крупная остановка была на слиянии Чуи и Катуни. Фото получились совсем мистическими. А потом совсем стемнело. До сих пор слегка дрожу, вспоминая эту поездку ночью по горному серпантину. Темнота, дождь, туман, выныривающие на бешеной скорости встречные и обгоняющие машины. Ой мама - мама...Дорога туда почему-то страха не вызывала. Гид наш удивился ,что никто не спит. Мол обычно все спят усталые на обратной дороге. Да просто обычно машины то не ломаются на 2,5 часа в начале пути. И обратная дорога более менее по светлу проходит. А какой тут сон. Всем было страшно! И как потом поговорили, мысли были у всех одни. Когда уже закончится горная дорога!!!!!!!! К счастью, наш молчаливый Василий оказался хорошим водителем. И довез нас в целости и сохранности, усталыми, но довольными и полными впечатлений до нашей базы.

Чике-Таман

Здесь Катунь поворачивает свое русло на 90 градусов

Любуюсь.

Мост в селе Иня

Погода позволила увидеть нам снежные вершины Северно - Чуйского хребта. И кажется до них рукой подать

В окрестностях урочища Калбак Таш

Красные ворота.

Мертвое озеро.

Слияние Чуи и Катуни

На четвертый день мы отдыхали от поездки. Погода была мерзковатая. Так что желание показать единственному члену нашей компании, который был на Алтае первый раз, гору Чертов палец, пришлось отменить.  Закупались сувенирами и медом. Дегустировали фруктовое вино. Там дядя - пасечник постоянно в торговых рядах угощает. Он торговать на несколько дней приезжает и спит прямо у себя в «лавке». Вино у него вкусное, и мед хороший. Правда все недешево.  Прогулялись до Аи. Полакомились мантами.

И вот пятый день! Опять дождь. Долго решали куда податься - на Манжерок кататься на подъемнике, или на сплав. Выбрали второй вариант. Все-равно сыро, так еще помокнем. Ох, не знали мы, что действительно ПОМОКНЕМ! Плыли на двух рафтах. Мы попали в рафт с каким-то учеником, на втором плыл опытный сплавщик. Я сижу на носу. Весла мне не досталось. Хорошо так. Ветерок, брызги, весело....Наш рафт вырвался вперед. Начались всякие интерсности. Волны захлестывают. Бултыхает. Все равно весело. Немного страшно конечно, но здорово! Проплываем мимо турбазы «Манжерок». И тут бац! И я уже под водой. Так резко. Я не поняла как это получилось. Не чувствовала ни падения, ни переворота...Подруга моя, сидела на корме. Говорит, она весь этот переворот четко наблюдала, и как мы скатывались все потихоньку в воду. А мне как-то все быстро так показалось. Страха не было. Только какое возмущение. Типа. «Я за ЭТО не платила». Когда поднялась на верх, было две только мысли. Не хочу опять под воду. И не попала, держалась из всех сил на плаву. Выныривала. Хотя  всех накрыла вторая и третья волна. А вторая мысль и вовсе дурацкая.  В тот момент не было беспокойства за свою безопасность, не было беспокойства о своих близких. Вертелось только одно. Надо выловить весло. За потерянное весело штраф! Хотя у меня его не было. А тут смотрю и правда плывет мимо оно, весло! Как оказалось, его мой муж упустил. А еще было совсем не холодно. Ни в воде, ни потом, когда выбрались. Хотя температура на улице была около +18 всего. ДА и Катунь река не теплая даже жарким летом. Правда,  когда начали «тонуть», выглянуло благодатное солнце. Природа нас все-таки пожалела. Выбрались все. Загрузились обратно в рафт. Доплыли потом без особых приключений. На базу шли окрыленные, воодушевленные. Мне тогда казалось, что теперь я вообще все в этой жизни могу! Второй рафт кстати спокойно прошел по краю порога, особо даже не забрызгавшись.

все на сплав

Через 5 минут перевернемся

Мокрая на сквозь. И довольная такая!!!!!!!!!!!!!

На следующий день мы отправились домой. Всего 5 дней прошло. А впечатлений и приключений на месяц иных поездок хватило. По дороге мы с мужем твердо решили, что в следующем году поедем на Алтай уже в какой-то активный тур. Пешком, с палатками, к пещерам, в горы. Но человек предполагает, а бог располагает. Обстоятельства в следующем году сложились у нас совсем не так, как мы задумали. Но это уже совсем другая история.